. «В живых сердцах оставить свет…»
Мой сайт
Среда, 18.06.2025, 05:40
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Март » 19 » «В живых сердцах оставить свет…»
17:33
 

«В живых сердцах оставить свет…»

И вновь об именах. Сегодня настала пора для прекрасного женского имени Мария.

В переводе с древнееврейского оно означает «горькая, печальная» (в некоторых источниках ещё и «любимая»). Однако (наперекор "грустному" значению имени) его обладательницы отличаются жизнерадостностью, эмоциональностью и доброжелательностью. Они общительны, готовы дарить окружающим своё душевное тепло. Среди «минусов» характера называют некоторые обидчивость и беспечность. Но мы не будем их за это строго судить, правда? :)


Именины Марии встречаются в календаре каждый месяц и, чаще всего, не один раз.

8 января, 12 января, 31 января,

8 февраля, 19 февраля, 25 февраля,

2 марта, 20 марта,

2 апреля, 14 апреля, 21 апреля, 25 апреля,

10 мая, 17 мая,

5 июня, 11 июня, 15 июня, 17 июня, 20 июня, 22 июня, 24 июня, 25 июня,

17 июля, 25 июля,

4 августа, 18 августа, 22 августа, 24 августа,

28 сентября,

2 октября, 11 октября, 21 октября,

11 ноября,

15 декабря

Напомню, что отмечаются, конечно, не все именины подряд, а лишь ближайшие после дня рождения каждого конкретного человека.

Сегодняшние наши героини – две Марии, судьбы которых при всей их непохожести всё-таки имеют некоторые точки соприкосновения. Обе они (хотя и по-разному) связаны с поэзией и, можно сказать, находятся чуть в тени тех, кто...

А впрочем, если не возражаете, начнём!

http://coollib.net/b/216400/read

Некоторые фотографии взяты:

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Maria_Aleksandrovna_Pushkina

Подумай, разве в этом дело,

Что ты судьбы не одолела,

Не воплотилась до конца,

Иль будто и не воплотилась,

Звездой падучею скатилась,

Пропав без вести, без венца?

Не верь, что ты в служеньи щедром

Развеялась, как пыль под ветром.

Не пыль – цветочная пыльца!

Не зря, не даром все прошло.

Не зря, не даром ты сгорела,

Коль сердца твоего тепло

Как бы и вовсе не бывало,

Но светится твой тайный след

В иных сердцах... Иль это мало –

В живых сердцах оставить свет?

1967

Это стихотворение написано поэтессой Марией ПетровЫх (26.03.1908-1.06.1979). Конечно, оно не посвящено дочери Пушкина.

Если уж упоминать о взглядах Марии Сергеевны как пушкиниста, то она разделяла ненависть многих к Наталье Николаевне Пушкиной, считая её недостойной женой первого поэта России и виновницей его гибели. Но обсуждение этой точки зрения мы в нашем сегодняшнем разговоре отставим в сторону.


И всё-таки приведённое стихотворение в какой-то степени можно отнести к старшей дочери Пушкина, да и, безусловно, к самому автору этого стихотворения.

Приходится с горечью признать, что Мария Сергеевна – современница многих великих русских поэтов ХХ века – осталась в тени их громких имён. Нет у неё такой армии поклонников, нет широкой известности и узнаваемости. Какая-то тайна вечно окутывает это имя.

Почему?

Поэт Давид Самойлов в статье «Наброски к портрету» вспоминал о том, как впервые увидел Петровых на одном официальном мероприятии: «…Напротив меня сидела хрупкая большеглазая женщина лет сорока, бледная и как будто отрешенная от всего происходящего. Впоследствии я узнал, как мучительны были для нее многословные чествования и официальные мероприятия. Она чувствовала себя здесь чужой.

Она была хороша, хотя почему-то трудно ее назвать красавицей. Во внешности ее была усталость, одухотворенность и тайна. Я попробовал с ней заговорить. Она ответила односложно.

Мне сказали, что это переводчица Мария Петровых. Больше о ней я тогда ничего не знал».

А ведь именно о ней Анна Ахматова с горечью говорила: «…Мария Петровых один из самых глубоких и сильных поэтов наших. Она читала вам свои стихи? Убедились?.. А ей всю жизнь твердили: вы не поэт. Она поверила. У нее теперь психоз: нигде не читать свои стихи и никому не давать печатать их. Даже когда предлагают, просят».

То, что она практически никогда публично не читала своих стихов, подтверждается и другими свидетелями. Да и сама Мария Сергеевна признавала: «Я могу только так, из души в душу».

Начинаешь читать стихотворения Петровых и – да! – попадаешь в плен к её проникновенной Музе.

Говорят, от судьбы не уйдешь.

Ты над этим смеешься? Ну что ж,

Покажи мне, любимый, звезду,

По которой тебя не найду,

Покажи мне, любимый, пути,

На которых тебя не найти,

Покажи мне любимый коня,

Родилась она на Ярославщине, в многодетной семье инженера-технолога.

«Детство мое! Кажется, ни у кого не было такого хорошего... До 9 лет — счастье».

Стихи начала писать рано. «В 6 лет я «сочинила» первое стихотворение (четверостишие), и это привело меня в неописуемый восторг».

А вскоре и помыслить уже не могла заниматься чем-то иным, кроме как поэтическим творчеством.

Переехав в 1925 году в Москву, поступила на Высшие государственные литературные курсы. Представить только, что в то же самое время с ней учились такие люди, как, например, Арсений Тарковский и Юрий Домбровский. Мало того, в числе её друзей с 1933 года появились А. Ахматова и О. Мандельштам (кстати, он посвятил Марии стихотворение «Мастерица виноватых взоров», испытывая к ней сильные чувства).

В 1934 году Мария Сергеевна вышла замуж. Её избранником стал музыковед Виталий Головачёв. Так сложилось, что в 1937 году он был арестован и умер в лагере в 1942 году. У Петровых осталась дочь Арина и… поэзия. Однако её книги не выходили в свет.

В июле 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, она уехала в г. Чистополь. Там находились и другие эвакуированные писатели. Однажды Б. Пастернак организовал вечер стихов Марии Петровых. После него многие, поражённые силой её поэзии, настоятельно советовали опубликовать книгу. Она решилась на это и подготовила рукопись первого сборника, но издательство «Советский писатель» не стало его печатать. Критики аргументировали это тем, что такая поэзия необходима «только двум и очень узким категориям читателей. Во-первых, «интеллигентным», одиноким, замкнутым в себя людям (преимущественно женщинам), во-вторых, любителям мастерства и формы как таковых».

Больше Петровых подобных попыток не предпринимала.

«Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе»... Важно было одно: писать их».

Единственный прижизненный поэтический сборник «Дальнее дерево» вышел лишь в конце 1960-ых в Армении. Да и после смерти Марии Сергеевны малыми тиражами появились лишь ещё несколько: в 1983 году – сборник «Предназначенье», в 1986-ом – «Черта горизонта» и в 1991 году – «Избранное. Стихи. Переводы. Из письменного стола» и «Костёр в ночи : стихи и переводы».


Кстати, о переводах. В 1934 году поэт и переводчик Георгий Шенгели привлек ее к этой работе, блестяще ей освоенной и ставшей в трудные времена спасением.


К сожалению, для многих читателей творчество Марии Петровых до сих пор неизвестно.


Моё знакомство с её именем и поэзией произошло благодаря великолепной актрисе Светлане Крючковой. На своих поэтических вечерах она читала (и читает) стихотворения Марии Сергеевны Петровых так, как может лишь настоящий мастер, как истинная женщина.


Арсений Тарковский, пытаясь открыть тайну поэтического творчества своей однокурсницы, писал: «Мария Петровых в ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне "взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому словосочетанию делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего. Тайна поэзии Марии Петровых – тайна сильной мысли и обогащённого слова».


Знаю, что ко мне ты не придёшь

Знаю, что ко мне ты не придёшь,

Но поверь, не о тебе горюю:

От другого горя невтерпёж,

И о нём с тобою говорю я. Милый, ты передо мной в долгу.

Вспомни, что осталось за тобою.

Ты мне должен – должен! – я не лгу –

Воздух, солнце, небо голубое,

Шум лесной, речную тишину, –

Всё, что до тебя со мною было.

Возврати друзей, веселье, силу

И тогда уже – оставь одну.

1943

Что же это за игра такая?..

Что же это за игра такая?..

Нет уже ни слов, ни слез, ни сил...

Можно разлюбить – я понимаю,

но приди, скажи, что разлюбил.

Для чего же это полувзгляды?

Нежности внезапной не пойму.

Отвергая, обнимать не надо.

Я всегда дивлюсь тебе как чуду.

Не найти такого средь людей.

Я до самой смерти не забуду

Беспощадной жалости твоей...

1949

* * *

на этом свете.

в двадцатом столетье.

Мне трудно дышать без твоей любви.

Вспомни меня, оглянись, позови!

в том городе южном,

по взгорьям окружным,

волной семицветной,

любви безответной.

Ты вспомни о первом свидании тайном,

Когда мы бродили вдвоем по окраинам,

по улочкам узким,

Где нам отвечали с акцентом нерусским.

Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,

Но вспомни, что даже на мусорной свалке

сверканьем алмазным,

Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.

Тропинка все выше кружила над бездной...

Ты помнишь ли тот поцелуй

но с этого дня

Ты светом и воздухом стал для меня.

Пусть годы умчатся в круженье обратном

И встретимся мы в переулке Гранатном...

Назначь мне свиданье у нас на земле,

В твоем потаенном сердечном тепле.

по-прежнему выйдем,

назначь мне свиданье!

хотя б на мгновенье,

под бурей осенней,

Мне трудно дышать, я молю о спасенье...

Хотя бы в последний мой смертный час

Назначь мне свиданье у синих глаз.

1953, Дубулты

Ты отнял у меня и свет и воздух…

Ты отнял у меня и свет и воздух,

И хочешь знать – где силы я беру,

Чтобы дышать, чтоб видеть небо в звездах,

Чтоб за работу браться поутру.

Ну что же, я тебе отвечу, милый:

Растоптанные заживо сердца

Отчаянье вдруг наполняет силой,

Отчаянье без края, без конца.

1958

Что о том толковать, уж ладно.

Восхищенно и беспощадно,

И слоняюсь, как во хмелю.

И твержу, что тебя люблю

Беспощадно и восхищенно.

1959

Но только и было, что взгляд издалёка

Но только и было, что взгляд издалёка,

Горячий сияющий взгляд на ходу.

В тот день облака проплывали высоко

И астры цвели в подмосковном саду.

Послушай, в каком это было году?..

С тех пор повторяю: а помнишь, а знаешь?

И нечего ждать мне и всё-таки жду.

Я помню, я знаю, что ты вспоминаешь

И сад подмосковный, и взгляд на ходу.

1962

Не взыщи, мои признанья грубы…

Не взыщи, мои признанья грубы,

Ведь они под стать моей судьбе.

От одной лишь мысли о тебе. Воздаю тебе посильной данью –

Жизнью, воплощенною в мольбе,

У меня заходится дыханье

От одной лишь мысли о тебе.

Не беда, что сад мой смяли грозы,

Что живу сама с собой в борьбе,

Но глаза мне застилают слезы

От одной лишь мысли о тебе.

1967

Мария Петровых

Петровых, М. Избранное : Стихотворения. Переводы : Из письменного стола / М. Петровых ; сост., подгот. текста А. Головачевой. – Москва : Художественная литература, 1991. – 383 с. Петровых, М. Предназначение : стихи разных лет / М. Петровых. – Москва : Советский писатель, 1983. – 207 с. Бельская, Л. Л. Два «Горизонта» / Л. Л. Бельская // Русская речь. – 2005. – № 5. – С. 30-32.

О стихотворениях "Горизонт" Михаила Светлова и "Черта горизонта" Марии Петровых.

* Богданова, Т. В. Ритмико-метрическая система лирики М. Петровых / Т. В. Богданова // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. – Т. 4. – С. 34-45. Гулова, И. А. «... Если говорить без фальши...» : (традиционная образность в поэзии М. С. Петровых) / И. А. Гулова // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 52-56.

О семантико-стилистических возможностях слова-образа "ветер" в лирике русской поэтессы ХХ века.

Гулова, И. А. «За совесть, не за страх...» : (о поэтике М. С. Петровых) / И. А. Гулова // Русский язык в школе. – 2004. – № 3. – С. 85-89.

О стихотворении М. Петровых "По мне лишь так: когда беда настанет...", использованных языковых средствах и приемах их организации.

* Ермакова, А. Н. Поэтические системы А. А. Ахматовой и М. С. Петровых как фракталы единого семиотического пространства / А. Н. Ермакова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2011. – № 6. – С. 13-22. * Кастарнова, А. С. Мария Петровых в Чистополе / А. С. Кастарнова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 11. – С. 166-178.

Основная цель статьи – реконструкция чистопольского периода жизни и творчества М. С. Петровых. Материалом служат документальные, мемуарные и эпистолярные свидетельства, публикации в периодике, переводы и оригинальные стихи поэтессы военного времени. В результате делаются выводы о том, чем обернулась для Петровых эвакуация в Чистополь.

Копелиович, М. Объяснение в любви : заметки о поэзии Марии Петровых / М. Копелиович // Знамя. – 2008. – № 10. – С. 198-207.

В статье представлен анализ творчества поэтессы Марии Петровых.

Крючков, П. Звучащая литература. CD-обозрение Павла Крючкова / П. Крючков // Новый мир. – 2006. – № 2. – С. 200-205.

О жизни и творчестве Лидии Чуковской и Марии Петровых.

Летина, Н. Н. В контексте комплекса столичности : (судьбы Каролины Павловой и Марии Петровых) / Н. Н. Летина // Философские науки. – 2007. – № 1. – С. 130-138.

Столичность и провинциальность в творчестве "ярославских поэтесс" Каролины Карловны Павловой и Марии Сергеевны Петровых: историко-культурный контекст, а также личностный и гендерный аспекты.

* Потапова, А. С. Малоизвестные страницы литературного процесса 20-х годов ХХ века / А. С. Потапова // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2010. – Т. 1. – С. 80-84.

В статье рассказывается о «Квадриге» – литературном объединении, существовавшем в Москве в конце 20-х годов прошлого века. В центре внимания автора становление кружка, судьбы его членов, их эстетические принципы, а также взаимоотношения с поэтами старшего поколения.

Турков, А. Вспомни меня, оглянись, позови… : (М. Петровых) / А. Турков // Первое сентября. – 2004. – 10 янв. – С. 8. Учамбрина, И. А. Урок-анализ стихотворения М. Петровых «Назначь мне свиданье...» : IX класс / И. А. Учамбрина // Литература в школе. – 2012. – № 4. – С. 32-33. Яковлев, А. В. Высокая простота : (о семантике структуры стихотворения Марии Петровых «Не взыщи, мои признанья грубы…») / А. В. Яковлев // Русская литература. – 2000. – № 4. – С. 154-159.

_________________________

* Источники можно найти в полнотекстовой базе данных e-Library.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

Просмотров: 301 | Добавил: perstral | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Бесплатный хостинг uCoz